В Манеже фамилию Гозмана предложили топтать ногами

Как-то раз политик Леонид Гозман пришел на выставку «Война и мифы» в Манеж. Первое что он увидел, была его собственная фамилия. Ее написали прямо на полу. Рядом кто-то запечатлел фамилии нацистских диктаторов Геббельса и Гитлера. О каждую из них, создатели экспозиции предлагали вытереть ноги или стереть их. Услышав это, я был поражен и решил лично засвидетельствовать услышанное.

После завершения трудового дня я пошел прямо в Манеж на экспозицию «Москва и мифы», чтобы узнать всю правду. Было довольно холодно, начиналась московская зима. В воздухе плясали снежинки, а подносчик багажа отеля Метрополь потирал озябшие руки. Как пел уличный музыкант Михаил Брамбуляк Баринский:

Зима!

Что с тобой происходит Москва.

Мы по капельки сходим с ума и, похоже, сойдем очень скоро!

В Манеже было немноголюдно. Я взял в окошке бесплатный билет на выставку. Охранники вяло обыскали мою сумку, и я прошел внутрь.

Вначале мне, было, понравилась экспозиция. Тут и оружие, которое можно потрогать руками, баррикады, плакаты, всюду чувствуется дух Второй Мировой. Недалеко высится прямо таки натуральная кабина истребителя. Из иллюминаторов можно увидеть, как взрываются вражеские корабли, и происходит бомбежка.

Однако на выставке мне было немного не по себе. Меня смущали надписи на полу, которые принадлежали известным и весьма уважаемым людям. В частности, таким образом, была брошена под ноги цитата из «Новой газеты». На одном из стендов экспозиции находилась голограмма Сталина… Это также вызывало не слишком приятные ассоциации.

Ко всему прочему, при входе на экспозицию я заметил черные ломаные стрелки. На них были написаны не только лишь имена фашистских диктаторов, но и почему-то: Гозман, Резун, Верховная Рада.

В этот момент мне почему-то пришел на ум роман Джойна «Мальчик в полосатой пижаме».

По сюжету, малыш приезжает вместе со своим отцом, нацистским чиновником, в новый дом. На первый взгляд здесь царит вполне приятная атмосфера: тихо, спокойно, вдали от города. Только хозяевам прислуживает «очень несчастный и немного сердитый пожилой еврей». Этот момент как бы перечеркивает семейную идиллию происходящего и вносит суету в ум маленького Бруно. Он начинает задавать вопросы…

Я тоже задумался и решил задать вопрос сотруднику выставки и члену российского военно-исторического общества:

Молодой человек в солдатской одежде быстро ответил мне:

- Да это напольные надписи. Они специально сделаны для того, чтобы их стирали ногами.

- Пусть они, таким образом, стираются в памяти людей – добавил он.

- Но почему Резун, Гозман, Верховная Рада? – вопросил я вновь.

Молодой человек говорил с удивительным чувством своей правоты. Он словно цитировал заученные наизусть строки.

- Резун (писатель-историк Виктор Суворов) – перебежчик. Разве можно было такое делать с отечественной историей? А Верховная Рада финансируется иностранным государством. Фактически они проводят политику нео-нацизма – говорил он, как-то сам себя раззадоривая.

Я не стал спорить с сотрудником. Лишь вежливо поблагодарил и прошел дальше по экспозиции. Вопрос о напольных надписях я также задал одной из смотрительниц.

Кажется, женщина была застигнута вопросом врасплох. Она стала заикаться, бесполезно пытаясь найти нужную мысль.

- Ну, это Геббельс, фашисты… Вон же все написано.

-Какие фашисты? Это написано на стене… А что вы скажете про напольные надписи – уточнял я.

- Ну, там тоже самое… - облегченно сказала женщина, радуясь, что придумала достоверное объяснение.

После разговора с ней, вспоминал, как в прошлом году беседовал со смотрителем выставки «Художники ВДНХ». «Здесь пахнет чем-то тоталитарным, спертым...» - говорил он…

Я бывал в первом павильоне зимой, в лютый мороз. Температура в помещении стояла почти такая же как на улице. Смотрители и экскурсоводы даже не раздевались. Охранники доблестно несли свою службу. Например, не пускали в туалеты, которые располагались на цокольном этаже и представляли собой лишь дыры в полу. Зато в центре зала можно было увидеть образ Сталина, который что-то вещал народу со специальной сцены.

P.s. Во время написания статьи я узнал, что имя Гозмана якобы удалили с пола выставки. Однако цитаты многих представителей интеллигенции остались. Эти слова будут втоптаны в пол на выставке. Но невозможно сжечь роман, запретить пьесу, разрубить картину. Ведь книга или картина это нечто большее, чем символы – это внутреннее духовное состояние. А его уничтожить просто невозможно.

Фотографии взяты из открытых источников
 

Геббельс

Рада