Эксперты Общественной палаты РФ высказались против строительства ЦКАД

Круглый стол по теме "ЦКАД - угроза национальной безопасности" прошел сегодня в здании Общественной палаты РФ на Миусской площади. Его участники - экологи, экономисты, специалисты по градостроительству, а также общественные деятели - высказались против реализации проекта, признав его губительным для экологии московского региона и контрпродуктивным с точки зрения экономики. На круглом столе побывал Григорий Семенов, зампред Московского ЯБЛОКА.

Елена Родина, член МОО "Экологический союз", сообщила собравшимся, что в настоящее время в Подмосковье ведется масштабная вырубка лесов. Причина - расчистка места для будущей дороги. Для реализации проекта Правительство РФ приняло решение использовать средства из Фонда национального благосостояния. Объем финансирования первого этапа - четырехполосная дорога - около 300 млрд. рублей, в том числе -150 млр. рублей из указанного Фонда. Эксперты полагают, что объем финансирования можно было бы существенно сократить, используя уже существующие трассы А107 и А108 - так называемые "малая бетонка" и "большая бетонка". Этот вариант рассматривался на этапе оценки проекта, но был отклонен. Как полагают в "Экологическом союзе" - в результате служебного подлога.

Юрий Медовар, кандидат геологических наук, старший научный сотрудник Института водных проблем РАН, член партии ЯБЛОКО, считает, что строительство ЦКАД и свящанная с этим массовая вырубка леса усугубит и без того плачевное состояние подземных вод в Подмосковье.

Леса играют существенную роль в распределении осадков в Московской области. Даже единичные лесные полосы делают движение воздушных масс более турбулентными. При этом конденсация водяного пара внутри них происходит более интенсивно, поэтому и осадков выпадает больше. Соответственно увеличивается и питание подземных вод. В результате интенсивного отбора подземных вод в Московской области сформировались обширные депрессионные воронки в водоносных горизонтах верхнего карбона. В пределах области уровень подземных вод на ряде участков опустился ниже кровли водоносных горизонтов, образуя безнапорный режим фильтрации.Водоносные горизонты уже имеют явно техногенное загрязнение, которое еще более усилится в результате строительства  ЦКАДа за счет нисходящей фильтрации из грунтовых вод.

На примере Лосиного острова хорошо прослеживается негативное влияние автотранспорта. Вдоль МКАДа накопление пылевых выбросов достигало 120 кг/ка в сутки. В составе снеговых и инфильтрационных вод представлен широкий спектр токсичных химических элементов, таких как никель, медь, свинец превышающий ПДК. А это способствует образованию сложных химических ассоциаций.Таким образом строительство и дальнейшая эксплуатация ЦКАД приведет к существенному ухудшению наземных и водных экосистем, и негативно отразится на качестве поверхностных и подземных вод.

Ученый добавил, что проекты типа ЦКАД вообще лишены смысла: после их реализации приходтся вкладывать огромные деньги для ликвидации экологического ущерба. А это сводит на нет инвестиционную привлекательность проекта.

Алексей Ярошенко, кандидат биологических наук, руководитель лесного отдела Гринпис(признана нежелательной организацией) России, отметил, что интенсивное строительствво дорог через лесные массивы ведет к их фрагментации. Поддерживать устойчивость фрагментированных лесных сообществ крайне трудно. Положительный опыт имеется в Европе и США, но это чрезвычайно дорого.

Борис Кагарлицкий, кандидат политических наук, директор Института социальных движений, заявил, что его институт всегда был сторонником строитеельства новых дорог в России. Но дело в том, что строительство ЦКАД как раз отнимет отвлечет те средства, которые могли быть вложены в новые дороги других регионов. Поскольку строительство дорог вдали от Московской агломерации стоит неизмеримо дешевле. Объездную магистраль, по мнению Кагарлицкого, нужно строить не в обход Москвы, а в обход всей Московской области. То есть, по территории смежных с ней областей. Это оживит экономику регионов, создаст там новые рабочие места, замедлит миграцию жителей в без того уже перенаселенные мегаполисы.

Напомним, что ЦКАД — центральная кольцевая автомобильная дорога - масштабный проект развития инфраструктуры Московской области. В связи с расширением границ Москвы в 2012 году часть ЦКАД пройдет и по территории Москвы. По замыслу авторов проекта, основное назначение ЦКАД — разгрузка федеральных дорог и МКАД путем перераспределения транзитного потока автотранспорта. Общая протяженность ЦКАД составит 525 км. Стоимость строительства ЦКАД оценивается в 300—350 млрд рублей. Есть сведения о возможных масштабных хищениях средств, в размере 8,8 млрд рублей, выделенных на экологические исследования, проектно-изыскательские и геодезические работы по проектированию ЦКАД, и связанных с этими хищениями проблемах с качеством проектной документации, основанной на исследованиях 20—40-летней давности. Как следствие, возможно дальнейшее увеличение стоимости проекта.

Напомним также, что в августе прошлого года активисты Московского ЯБЛОКА провели общественную инспекцию на месте будущего строительства ЦКАД на севере Подмосковья. Там они обнаружили массовую вырубку леса под прокладку трассы