Либерализм в России: история и перспективы

18 сентября в пространстве партии «Яблоко» на Пятницкой стартует курс лекций «Тайная история либерализма в России», автор – заместитель партии «Яблоко» Александр Гнездилов.

О том, как родилась идея проекта, о «древнерусском либерализме» и о поиске точки опоры для современных либералов – Александр Гнездилов для московского «Яблока».

Несколько лет меня вдохновляла идея издать сборник, в котором собрать воедино всё, что лидеры и видные деятели «Яблока» писали о российской истории последних полутора веков, начиная с эпохи Великих реформ. Именно с них, потому что они, полагал я тогда, — и есть настоящее, серьезное начало движения России к правовому государству.

План этот так и не осуществился, хотя, возможно, к нему и стоит вернуться. Зато, в ходе подготовки к этому проекту, я обнаружил, что корни либерализма в России куда глубже, так далеко в веках, что и я и не планировал их искать в тех эпохах. Так в моих планах появилась тема под шутливым названием «Древнерусский либерализм», которое потом сменилось на более серьезное, хотя и не лишенное юмора: «Тайная история российского либерализма».

Здесь нужно ответить на три вопроса:

1) «Что мы ищем?» Мы всерьез рассчитываем найти в России начала, допустим, XVIII века (и еще ранее) настоящее движение за права человека, свободу слова, демократию и так далее? Конечно, нет. Как не существовало таких сил и идей изначально ни в одной стране Европы. Еще 100 лет назад даже в Великобритании не было еще всеобщего избирательного права (а в России на выборах в Учредительное собрание женщины уже голосовали). Но, начиная от Великой хартии вольностей 1215 года / http://smartpowerjournal.ru/170615/ / (а возможно, даже и ранее, взялась ведь она откуда-то!), складывалась прото-либеральная, а потом и либеральная традиция, которая развивается по сегодняшний день.

То же и в России. Как и в других странах Европы в Средневековье и в начале Нового времени зерна будущих либеральных идей (среди главных из них — гарантии защиты от произвола правителя; обязательность законов для исполнения, в том числе — и самой властью; участие хотя бы части граждан в выборных процедурах для формирования власти) существовали.

Более того, речь идет не об отдельных всполохах, вдохновленных идеями, занесенными на Русь с Запада в ходе, например, наполеоновских войн, приведших русские войска в Европу. А именно так часто объясняется появление тех же декабристов. Нет, и умеренное крыло декабристов и их предшественники образуют цельную и последовательную, преемственную друг другу историческую традицию, прослеживаемую из глубины времен до наших дней. Ее и постараемся проследить в цикле лекций и передач.

2) «Но Вы же не историк?» Да, и не смею претендовать на это. Но я и не пытаюсь вводить в оборот какие-либо новые обнаруженные мной документы или факты. Всё, о чем я буду пытаться рассказывать — давно и хорошо известно профессиональным историкам, специализирующимся на той или иной теме и эпохе.

Проблема в том, что документы, известные историкам порой с 1880 года, не стали до сих пор фактом общественной дискуссии, частью осмысления российской истории — даже в узких, интеллектуальных, рефлексирующих кругах политизированной части нашего общества. Некоторые тексты не переводились на современный русский язык и не публиковались более 170 лет.

И именно на этом незнании базируются как уверенные заявления анти-либералов разных сортов, что эта идеология, мол, чужеродна России, так и самопосыпание пеплом голов у части самих либералов, уверенных в существовании «колеи», «русской матрицы», тысячелетнего рабства, изначальной и неизменной деспотической природы государства в нашей стране.

Между тем, в нашей стране, как и в других странах Европы существовали и существуют возможности для выбора своего исторического пути. Он вовсе не предрешен. Примеры Японии, Южной Кореи, Тайваня это доказывают исчерпывающе. А уж России, изначально европейской стране, и сам бог, как говорится, велел.

Вот об этих корнях России и их прорастании сквозь асфальт исторических испытаний я и буду рассказывать. На основе открытий, сделанных задолго до меня профессиональными историками, академическими учеными. В ходе лекций и программ я отдам должное трудам Ключевского и Платонова, Корсакова и Милюкова, Кизеветтера и Якушкина, Протасова и Зимина, Эйдельмана и Кобрина, не говоря о таких, здравствующих ныне историках, как М. Сафонов, Т. Черникова, А. Янов, И. Курукин, А. Плотников, С. Польской, М. Кром, А. Дёмкин и многие другие, включая работы на польском и шведском языках. Они далеко не всегда соглашаются друг с другом. Но это их право, как ученых-историков. А я лишь попытаюсь привлечь внимание к их открытиям, заполнить лакуны. Именно как политик — и как гражданин России.

3) «Но зачем этим заниматься сейчас? Есть ли в этом именно политический смысл?»

Да, убежден в этом. Сейчас — войдя в новый 6-летний президентский срок, в перспективе продолжения этого политического курса минимум до 2024 года, наблюдая прямо сейчас выборы в Приморье и многие другие, находясь перед возможностью большой войны, видя издыхание той большой попытки, которая началась во второй половине 1980-х — именно сейчас нам нужна точка опоры.

Если мы защищаем свой киоск — его могут снести, тем и кончится. Если мы защищаем парк — его могут вырубить. Выборы можно сфальсифицировать. Нас самих можно убить. Но историю у России не отобрать. Она есть. И в ней не только героические военные победы и гранидозные достижения в науке и искусстве. Не только трагедии народа и преступления правителей. Но и великая политическая работа, идейная традиция. Они — надежный фундамент для нас сегодня. Твердая, родная почва под ногами российских либералов. Ее никому не отобрать. Мы можем потерять ее только сами, позабыв о ней.

Во многом это и случилось. Господин Чубайс говорил в 2016 году в интервью Бизнес-ФМ: «Нам удалось привнести или принести в Россию либерализм, но нам не удалось создать российский либерализм». Всё уже создано до вас, Анатолий Борисович. Быть может, именно это незнание своей страны и ее истории — и есть одна из причин краха реформ 1990-х, которые не создали в итоге в России ни настоящей частной собственности, ни настоящего правового государства, ни демократии, ни прочных гарантий прав и свобод человека.

Теперь пришло время вспоминать. Мы не знаем, когда наступит время для нового цикла, для нового движения маятника. Но к нему надо быть готовыми. А для этого надо знать: то бишь — изучать и помнить.

 

18 сентября исполняется 300 лет со дня рождения графа Никиты Панина, одного из авторов первого проекта конституции России. Этот проект и станет темой первой лекции.

Лекция состоится 18 сентября в 20.00 в Пространстве Партии по адресу ул. Пятницкая 31 стр. 2, 4 этаж.

Вход свободный, при себе необходимо иметь паспорт (для охраны).