Конференция Московского Яблока направила Мэру Москвы Сергею Собянину обращение «Верните москвичам публичные слушания!»

2 декабря 2023 года Конференция Московского Яблока направила Мэру Москвы Сергею Собянину обращение «Верните москвичам публичные слушания!».

После начала СВО федеральный законодатель наделил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом не проводить публичные слушания (общественные обсуждения) по вопросам градостроительной деятельности, чем не преминули воспользоваться московские власти. Теперь о планирующейся стройке москвичи узнают не на публичных слушаниях, а по реву строительной технике во дворе.

Уважаемый Сергей Семенович!

В адрес Московского отделения Партии «Яблоко» поступают многочисленные обращения москвичей, возражающих против строительства на территории города различных объектов, в том числе таких, проекты которых не были представлены не только на публичные слушания, но даже на контролируемые властями и застройщиками общественные обсуждения.

Среди таких объектов: Рогожский вал, вл. 9/2; Погодинская ул. вл. 22 стр. 3; Новодевичий проезд, вл. 6, стр. 2; Крылатская ул., вл. 33 и многие другие. В соответствии с первоначальной редакцией Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) г. Москвы, земельные участки по данным адресам относились к зонам сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс «Ф»), а также имели социальное назначение (культурные объекты, образовательные учреждения и т.д.).

Постановлениями Правительства Москвы от 28 марта 2022 года № 504-ПП, от 27 апреля 2022 года № 785-ПП, от 23 сентября 2022 года № 2067-ПП о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года № 120-ПП в Правила землепользования и застройки города Москвы были внесены изменения параметров застройки указанных территорий: вместо сохранения существующих – новое строительство; вместо музея, детского сада, магазина шаговой доступности – многоэтажные жилищные комплексы.

Несмотря на социальную значимость данных земельных участков, изменение параметров их застройки проходило без проведения предписанных Градостроительным кодексом города Москвы (пункт 2 части 1 статьи 68) публичных слушаний (общественных обсуждений).

Это стало возможным в силу постановления Правительства Москвы от 22 марта 2022 года № 438-ПП «О реализации положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 2 статьи 7) наделил на 2022 год (а позже и на 2023 год) высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по установлению случаев утверждения градостроительных проектов проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Между тем, указанный Федеральный закон, прежде всего, в первую очередь, установил сокращенный срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, который по градостроительным проектам не может превышать один месяц. И лишь во вторую очередь указанным ФЗ высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по установлению случаев утверждения проектов без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Воспользовавшись принятием данного ФЗ, Правительство Москвы издало постановление от 22 марта 2022 года № 438-ПП «О реализации положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором выбран крайний вариант, предложенный федеральным законодателем: публичные слушания и общественные обсуждения отменить. Данный вариант, безусловно, очень удобен для органов исполнительной власти, однако он весьма болезненно ударил по правам москвичей.

Конституционный Суд Российской Федерации (Определение от 15 июля 2010 года № 931-О-О) считает, что, «будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.».

Таким образом, Постановление № 438-ПП Правительства Москвы нарушает базовое конституционное право граждан, предусмотренное статьей 32 Конституции– право участия населения в управлении делами государства или местного сообщества, способствует росту социальной напряженности и дестабилизации в городе. Действие Постановления ограничивает данное право в угоду чиновникам и в интересах застройщиков.

На основании изложенного, а также в целях снижения социальной напряженности в городе, призываем Вас:

1) не продлевать действие положений постановления Правительства Москвы от 22 марта 2022 года № 438-ПП «О реализации положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

2) ввести мораторий на строительство объектов, проекты которых не были вынесены на публичные слушания (общественные обсуждения);

3) вынести такие проекты на публичные слушания (общественные обсуждения).