Время борьбы, а не праздника

8 марта возник как международный день борьбы за права женщин и эмансипацию. В 1945 году Устав ООН стал первым международным документом, утвердившим принцип равенства мужчин и женщин. С марта 1975 года Международный женский день отмечается государствами-членами ООН. 

 

Ему предшествовал Национальный женский день – в 1909 году женщины вышли на улицы в память забастовки работниц текстильной промышленности 1908 года. В 1921 году на 2-й Коммунистической женской конференции в России было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в петроградской демонстрации 23 февраля (8 марта) 1917 года, которое стало одним из событий, предшествовавших Февральской революции.

 

В советское время этот день превратился просто в праздник, когда мужчины дарят женщинам цветы и подарки, говорят комплименты, и, в лучшем случае, делают что-то по дому. Правда, даже этот один день вызвал зависть у мужчин – и 23 февраля стало Днем защитника Отечества, в который поздравляли почему-то всех мужчин – с детского сада до дома престарелых.

 

Но пришло время вспомнить, что 8 марта – день борьбы за гендерное равенство. Консервативный поворот, произошедший в нашей стране, насаждение «традиционных семейных ценностей» нанес удар по правам женщин, с которыми и до этого было все далеко не благополучно.

 

Заработок – две трети от мужского, список запрещенных для женщин профессий, 65% разводов при большом числе не платящих алименты отцов, нехватка мест в детских садах, домашнее насилие... А добавилось еще ограничение права на аборт, постоянное давление со стороны РПЦ – принуждение к соблюдению традиционных ролей. Не говоря уже о практикующихся на Кавказе убийствах чести, женском обрезании, ранних браках.

 

До сих пор не принят закон о государственном обеспечении гендерного равенства, который лежит под сукном в Думе с 1995 года, несмотря на обещания депутатов и сенаторов нет закона о домашнем насилии, нет Алиментного фонда. Не ратифицированы важнейшие международные документы, защищающие права женщин. Большинство женских организаций или самоликвидировались, или признаны иностанными агентами, университетские курсы о гендерном равенстве отменены, центры гендерных исследований закрыты.

 

До сих пор только в одной партии в России есть гендерная часть программы и Гендерная фракция.

 

Если события дальше будут развиваться в этом направлении, то образцом для нас станут порядки в Иране и Афганистане. Поэтому надо не праздновать, а бороться за права женщин – и женщинам, и – мужчинам.

 

Галина Михалева

Председательница Гендерной фракции Партии Яблоко